Джнанайога

Слово «джнана» означает «знание», «прозрение», «мудрость», а в духовном контексте имеет тот особый смысл, который древние греки называли «гносис», особый род освобождающего знания или интуиции. Джнанайога — путь осознания «Я» через упраж­нения гностического понимания, т. е. отличение Реального (сат) от нереального (асат) или иллюзорного (майя). Те, кто занимает­ся этой йогой, полагаются на высшую мысль (буддхи), которая должна вывести их из зарослей невежества (авидиа), расщеп­ляющего Единое на множество существ и вещей обыденного восприятия. В отличие от раджайоги, основанной на дуалис­тической (дваита) метафизике, проводящей различие между множеством трансцендентальных «Я» (пуруша) и Природой (пракрити), метафизика джнанайоги строго нондуалистична (адвайта Джнанайога). Это идеальный путь традиции веданты в том виде, в каком она впервые изложена в «Ведах», а более подробно — в упанишадах.

Путь джнанайоги, называемый «прямой, но крутой дорогой» (4), обрисован с элегантной краткостью Саданандой в его «Ведан­таСаре», тексте XV столетия. Садананда перечисляет четыре основных средства (садхана) для достижения освобождения:

1. Проведение различий (вивека) между вечным и преходя­щим, т. е. непрерывная практика взгляда на мир таким, каков он есть — конечное и переменчивое царство, которое, даже в его самых радостных проявлениях, нельзя путать с трансценденталь­ным Благом.

2. Отказ (вайрага) от наслаждения плодами (фала) собствен­ных действий; это высший идеал кармайоги, которая требует правильных действий Джнанайога без ожидания какойлибо личной награды.

3. «Шесть свершений», которые перечислены ниже.


________________________________________________ ГЛУБИННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЙОГИ ^/Ш^

4. Стремление к освобождению (мумукшутва), т. е. развитие духовного импульса, совершенствование «я». Шесть свершений. Суть:

1. Спокойствие (шама), или искусство оставаться безмятеж­ным даже перед лицом бедствий.

2. Сдерживание чувств (дама), или ограничение чувств, кото­рые обычно вспыхивают после стимуляции.

3. Прекращение (упарати), или отказ от действий, которые не связаны с проявлениями тела или стремлением к просвеглению.

4. Стойкость (титикша), которая понимается как стоическая способность оставаться невозмутимым при игре противопо­ложностей (двандва) в Природе, например жары и холода, удо­вольствия и боли, награды и наказания.

5. Собранность мысли (самадхана), или Джнанайога сосредоточенность: дисциплина единомыслия во всех ситуациях, но особенно в пери­оды формального обучения.

6. Вера (шраддха), глубоко духовное, сердечное принятие свя­щенной трансцендентальной Реальности. Веру, являющуюся ос­новой всех форм духовности, нельзя путать с простой убежденно­стью, которая действует только на уровне мысли.

В некоторых трудах излагается тройной путь:

1. Слушание (шравана), или принятие священных учений.

2. Размышление (манана) над сутью учения.

3. Созерцание (нидидхиасана) истины, которая есть «Я» (ат ман).

Шаг за шагом йог срывает все вуали, скрывающие оконча­тельную Истину, которая является единым Духом. Осознание ее несет мир, благо и внутреннюю свободу.


documentawhdpbd.html
documentawhdwll.html
documentawhedvt.html
documentawhelgb.html
documentawhesqj.html
Документ Джнанайога